В целях развития
сотрудничества и международного обмена в сфере образования и науки между
Российской Федерации и Китайской Народной Республикой, а также достижение
интеграции и совместного использования высококачественных образовательных и
педагогических ресурсов между двумя странами, Стороны договорились реализовать
совместный образовательный проект «Хайнаньский университет МЭИ»
(далее-Университет) на базе международного аэрокосмического города Вэньчан провинции
Хайнань.
НИУ «МЭИ» в настоящее
время активно работает над проектом «Университет МЭИ-Хайнань». Проект
создания нового университета в провинции Хайнань инициирован китайской стороной
в начале 2021 года. Университет «МЭИ-Хайнань» будет являться китайской
образовательной организацией высшего образования, построенной на базе
организационного опыта и образовательных программ НИУ «МЭИ». Стратегическая
цель проекта – современный результативный Университет 3.0, объединяющий сильные
стороны России и КНР в области образования, науки и инноваций.
Концепция проекта
заключается в организации возможности обучения на трех языках (русском,
китайском и английском) по образовательным стандартам НИУ «МЭИ» с привлечением
профессорско-преподавательского состава российских и других ведущих мировых
университетов и научно-исследовательских центров. Образовательная деятельность
университета будет осуществляться под руководящим началом и надзором
соответствующих государственных органов. При этом университет будет придерживаться
образовательных стандартов Китайской Народной Республики и Российской
Федерации.
В июне 2022 г. подписано
Соглашение о реализации образовательного проекта «Хайнаньский университет МЭИ»
НИУ «МЭИ» на базе международного аэрокосмического города Вэньчан острова
Хайнань и городского округа Хайкоу – что позволит создать два современных
кампуса будущего совместного университета.
В феврале 2023 года получена лицензия
министерства образования КНР на образовательную деятельность в рамках проекта.
Образовательные программы Университета будут строиться на основе сочетания
развития международных образовательных тенденций и потребностей развития
экономики и общества Китая, экономического развития провинции Хайнань, с учётом
глобального технологического и экономического развития. Университет будет
вносить вклад в укрепление Российско-Китайских гуманитарных связей, а также
качественного развития национальной стратегии модернизацию промышленности,
одновременно внося вклад в развитие проекта экономического развития «Один пояс,
один путь», а также в строительство Евразийского Экономического Союза.
В соответствии с
потребностями порта свободной торговли Хайнань Китайской Народной Республики,
объединяя потребности в профессиональном и техническом персонале для развития
предприятий провинции Хайнань и Китая в целом, используя академические
профессиональные преимущества ФГБОУ ВО НИУ «МЭИ», первая группа предлагаемых
специальностей включает следующие специальности: «Электроэнергетика
электротехника», «Электроника и наноэлектроника», «Прикладная математика и
информатика» (Икусственный интеллект), «Менеджмент и устойчивое развитие»,
«Автоматизированные системы управления», «Биотехнические системы и технологии»,
«Машины и технологии высокоэффективных процессов обработки материалов» (Перспективные
материалы), «Информационное и программное обеспечение бизнес процессов» (Умные
производственные системы) и другие. В 2023-2024 году стартует набор первых
обучающихся в рамках проекта по направлениям магистратуры 13.04.02
Электроэнергетика и электротехника и 01.04.02 Прикладная математика и
информатика (искусственный интеллект). Обучение в 2023/2024 учебном году для
студентов будет организовано в форме совместных программ между НИУ МЭИ и
Северно-Китайским электроэнергетическим университетом (СКЭУ), который является
якорным научно-образовательным партнером МЭИ в данном проекте. В будущем
планируется ежегодное увеличение числа студентов и направлений подготовки в
рамках проекта.
В ходе визита делегации
НИУ «МЭИ» в провинцию Хайнань (КНР) в апреле 2023 года ректор университета
Николай Рогалев и глава партийной организации провинции товарищ Фэн Фэй
обсудили ближайшие планы по строительству новых кампусов будущего университета.
В рамках действующего соглашения будут построены два университетских кампуса в
Хайнане: один – в «космическом городке» Вэньчан и один — в столице провинции
городе Хайкоу.
Университетский кампус в
столице провинции городе Хайкоу острова Хайнань будет включать в себя все
уровни подготовки, а также китайско-российский научно-технологический
индустриальный парк. Строительство университетского кампуса в международном
аэрокосмическом городе Вэньчан на острове Хайнань планируется к завершению в
2025 году.
На время строительства
кампусов в городах Вэньчан и Хайкоу, основное обучение по программам будет
проходить в постоянном кампусе СКЭУ в г. Пекин, летние и зимние практики во
временном кампусе в г. Линшуй (Хайнань).
Обучение на программах будет проводиться на трех языках (русском, китайском и
английском) по образовательным стандартам НИУ «МЭИ». Программы будут обеспечены
профессорско-преподавательским составом российских и других ведущих мировых
университетов и научно-исследовательских центров.
Для определения
требований к планированию и организации обучения по программах проведена следующая работа в части выполнено:
1. Разработаны образовательные
программы по указанным направлениям и профилям:
- Сформированы рабочие группы
экспертов по разработке программ;
- Проведен анализ потребностей рынка
труда и актуальности компетенций для данных направлений;
- Определены учебные дисциплин и их
содержание;
- Разработаны учебные планы и
программы по дисциплинам;
- Созданы методические материалы для
преподавателей и студентов;
- Разработаны системы мониторинга и
оценки качества обучения.
2. Подготовлены перечни материально-технического
обеспечения программ:
- Проведена оценка необходимой
инфраструктуры и оборудования для проведения обучения;
- Составлен перечень
материально-технического обеспечения для реализации программ.
В августе 2023 года будут
подготовлены рекомендации по профессорско-преподавательскому обеспечению
программ, включая:
- Отбор преподавателей для реализации
образовательных программ;
- Анализ и составление план повышения
квалификации преподавателей в рамках реализуемых программ.
Будут разработаны рекомендации и требования к отбору
абитуриентов на образовательные программы, включая:
- Разработку критериев отбора
студентов;
- Проведение консультационных
мероприятий со студентами;
- Согласование финальных списков,
прошедших отбор студентов.