Одна из важнейших задач высшей школы – способствовать становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности студентов. Актуальна проблема повышения эффективности воспитания молодежи в процессе обучения в вузе. Вчерашний школьник, приходя в вуз, сталкивается с совершенно новой для него системой образования во всех отношениях. Эта система отличается от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям. Первый семестр первого года обучения – это период адаптации студента к новой системе образования. Быстрая и успешная адаптация к жизни вуза студентов первого курса является залогом успешности овладения ими профессией. Существенная роль в адаптации студентов отводится кураторам академических групп.

На сегодняшний день в вузы приходит менее активная молодежь. Большинство из ребят равнодушно относятся и к спорту, и к общественной жизни, и к своим однокашникам. К сожалению, средняя школа заметно сдала свои позиции. Очевидно, что в этой усложнившейся ситуации резко возрастает роль кураторов академических групп в воспитательном процессе, особенно на первом и втором курсах. От того, насколько куратор сам по себе личность, настолько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке, зависит очень многое. Стили и формы работы прикрепленного преподавателя во многом зависят от его опыта, авторитета, характера. Но ясно одно: хороших результатов куратор может добиться только при постоянной,  добросовестной и неформальной работе. Работа кураторов в нашем университете направлена на решение приоритетной задачи вузовского воспитания – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. Куратор участвует в решении этой задачи путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов.

Куратор группы – самый необходимый и полезный для студента человек в университете. Куратор назначается приказом ректора МЭИ университета и имеет широкие полномочия:

  • принимает участие в проведении собраний группы, назначения старосты и выборов профорга;
  • помогает студенту быстрее освоиться с особенностями обучения в университете, его структурой и службами, знакомит с традициями института и специальности;
  • помогает оптимально организовать учебу, спланировать самостоятельную работу, составить учебные графики и т. д.;
  • поддерживает связь со всеми преподавателями, которые проводят занятия, и, при необходимости помогает организовать дополнительные занятия и консультации;
  • представляет к поощрению администрацией, помогает решать материальные проблемы;
  • помогает лучше подготовиться к учебным и производственным практикам;
  • посещает общежитие, вместе со студенческим советом института и администрацией студгородка участвует в решении бытовых и других важных вопросов.

Главная цель МЭИ – помочь студенту стать высококвалифицированным специалистом, владеющим всеми достижениями избранной профессии. Поэтому куратор группы:

  • устанавливает личные связи с родителями, а также с предприятиями и организациями, которые направили студента на обучение по трехстороннему договору;
  • участвует в выработке решения администрации по персональным делам, имеет право представлять к административным взысканиям, а в случае необходимости – к отчислению из университета за нарушение учебной дисциплины;
  • проводит собрания группы по итогам контрольных недель и экзаменационных сессий, докладывает о них на заседаниях кафедр.

Кураторство сегодня – это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, помощь в адаптации к студенческой аудитории, друг к другу.

07.08.2013 15:39