LarionovAN.jpg

Андрей Николаевич Ларионов – доктор технических наук, член-корреспондент АН СССР, крупный ученый-электротехник, специалист в области расчета, конструирования, производства специальных электрических машин и электропривода.

А.Н. Ларионов начал педагогическую работу в высшей школе в 1919г., когда он закончил МВТУ со званием инженера-электрика. В 1925 г. А.Н. Ларионов – доцент кафедры «Электрических машин» МВТУ, а в 1930 г. – избран заведующим кафедрой «Специальные электрические машины». В 1933г. А.Н. Ларионов утверждается в звании профессора.

Научная и педагогическая деятельность А.Н. Ларионова была тесно связана с развитием советской энергетики. Обследование силовых хозяйств Азнефти и Грознефти, выполненное под руководством А.Н. Ларионова (1925-1927 гг.) дали научный материал, положенный в основу планов электрификации нефтяных промыслов и реконструкции электросиловых хозяйств Азнефти и Грознефти. Исследования А.Н. Ларионова (1928-1932 гг.) в области электроприводов на шахтах Донбасса послужили основанием для реконструкции силовых хозяйств Донугля. Аналогичные исследования выполнены и в области электропривода по добыче гидроторфа и в бумажной промышленности. За период 1920-1936 гг. А.Н. Ларионов участвовал в решении технических задач, связанных с пуском и обеспечением эксплуатации турбо-и гидрогенераторов ряда крупнейших электростанций страны (МОГЭС, Шатуры, Каширы, Электропередачи, НиГРЭС, ЗуГРЭС, ЗаГРЭС, Урал и многих других).

По проекту А.Н. Ларионова и под его руководством в 1930 г. были изготовлены агрегаты постоянного тока высокого напряжения для радиопередатчиков морских судов.

А.Н. Ларионов являлся новатором в области применения переменного тока большой мощности на самолетах. Он известен как автор сложнейшего электрооборудования первого самолета-гиганта «Максим Горький». Применение в нашей стране переменного тока большой мощности на самолетах намного опередило применение таких систем за рубежом.

В 1933-1934 гг. профессор А.Н. Ларионов являлся экспертом и членом Третейского суда в Берлине.

В 1935 г. А.Н. Ларионов возглавил кафедру «Электрооборудование промышленных предприятий» МЭИ. В 1937 г. ему присваивается степень доктора технических наук. Кафедра авиационного и автотракторного электрооборудования в МЭИ была организована В.А. Ларионовым и в 1941 году он назначается заведующим этой кафедрой. МЭИ явился первой школой в стране, где по инициативе Кулебакина В.С. и А.Н. Ларионова началась подготовка инженеров-электриков по новой специальности – «Авиационное и автотракторное электрооборудование». Фактически за это время учеными В.С. Кулебакиным, А.Н. Ларионовым, Б.П. Апаровым и др. были разработаны теоретические основы отечественного авиационного и авто-тракторного электрооборудования. Был организован и прочитан ряд специальных курсов: «Машины специального назначения» (А.Н. Ларионов), «Кинетика возбуждения электрических машин и аппараты зажигания» (В.С. Кулебакин), «Постоянные магниты» (А.М. Сенкевич).

Профессором А.Н. Ларионовым была организована кафедра «Электрические машины» в Инженерно-технической академии связи им. Подбельского и ряд специальных лабораторий в ВЭИ.

В 1953 г. профессор А.Н. Ларионов избирается членом-корреспондентом АН СССР. С этого времени он начинает работать научным руководителем лаборатории в Институте автоматики и телемеханики АН СССР.

В 1955-1956 гг. под руководством профессора А.Н. Ларионова были проведены работы по выбору оптимальной частоты переменного тока для авиационных энергосистем. Благодаря работам А.Н. Ларионова в нашей стране впервые были спроектированы и внедрены в производство гистерезисные электродвигатели, получившие широкое применение в системах автоматического регулирования.

За научно-исследовательскую и педагогическую работу А.Н. Ларионов награжден орденом Ленина, медалями. В 1959 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

А.Н. Ларионов-автор большого количества научных работ, монографий, патентов, авторских свидетельств.

14.10.2014 19:06