Программа
составлена в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным
стандартом высшего образования по направлению подготовки 13.03.01 Теплоэнергетика
и теплотехника, утвержденным приказом Минобрнауки от 28.02.2018 г. № 143, зарегистрированным в Минюсте
России 22.03.2018 г. № 50480.
Выдаваемый документ: при успешном прохождении программы и сдаче
итоговой аттестации выдается удостоверение
о повышении квалификации установленного образца.
Срок действия итоговых документов
Срок действия
итоговых документов регламентируется на основе правил по работе с персоналом в
сфере деятельности данной программы, устанавливается на основе содержания
программы и составляет (в годах): бессрочно.
Содержание дисциплин
(модулей)
№
|
Наименование дисциплин (модулей)
|
Содержание
дисциплин (модулей)
|
1.
|
Теория и практика
инженерного исследования
|
1.1.
|
Характеристики научной
деятельности. Методологические основы научного исследования
|
Характеристики научной
деятельности. Методологические основы научного исследования. Наука и ее роль
в современном обществе. Структура науки как системы знаний. Характеристики и
принципы научной деятельности. Научное исследование как основная форма
существования и развития науки. Содержание и классификация научных
исследований. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.
Научное исследование как творческий процесс. Субъекты научного исследования.
Этапы научного исследования. Подготовительный этап. Выбор направления
научного исследования. Поиск, накопление и обработка научной информации по
теме исследования. Электронные формы информационных ресурсов. Постановка
научно-технической проблемы. Определение объекта, предмета, целей и задач
исследования. Выдвижение рабочей гипотезы. Планирование процесса научного
исследования. Основной (исследовательский или поисковый) этап. Средства и
методы научного исследования. Выбор методов и разработка методики исследования.
Обоснование гипотезы. Обобщение и анализ полученных данных. Формулирование
предварительных выводов. Обоснование заключительных выводов и практических
рекомендаций. Заключительный этап. Внедрение полученных результатов. Оформление, структурирование и представление результатов
исследовательской работы.
|
1.2.
|
Инженерное
исследование. Постановка задачи и планирование инженерного исследования
|
Инженерное
исследование. Постановка задачи и планирование инженерного исследования.
Понятие и характеристики инженерного исследования. Отличительные черты
научно-технических (инженерных) исследований. Классификация экспериментальных
научно-технических исследований. Классификация, типы и задачи эксперимента.
Вычислительный эксперимент. Компьютерное моделирование в вычислительном
эксперименте. Особенности проведения экспериментов различных типов.
Последовательность проведения эксперимента. Постановка задачи эксперимента.
Выбор отклика объекта исследования. Требования к отклику объекта
исследования. Способы формирования обобщенного отклика. Выбор факторов
эксперимента. Требования к факторам. Определение экспериментальной области
факторного пространства. Уровни и интервалы варьирования факторов. Выбор вида
уравнения регрессии. Требования к уравнению регрессии. Планирование
эксперимента. Воспроизводимость эксперимента. Рандомизация эксперимента.
Планирование полного факторного эксперимента. Планирование дробного факторного
эксперимента. Метод ортогонального центрального композиционного планирования.
Ротатабельный центральный композиционный план эксперимента. Некомпозиционные планы. Экспертные оценки в инженерных
исследованиях.
|
1.3.
|
Проведение инженерного
эксперимента. Обработка результатов эксперимента.
|
Проведение инженерного
эксперимента. Обработка результатов эксперимента. Предварительная подготовка
и проведение эксперимента. Сбор, анализ, обработка исходных данных. Ошибки и
точность наблюдений в эксперименте. Предварительная обработка данных
эксперимента. Методика предварительной обработки данных эксперимента.
Проверка адекватности уравнения регрессии. Отсев грубых погрешностей. Анализ
результатов эксперимента. Дисперсионный однофакторный и двухфакторный анализ.
Корреляционный анализ. Коэффициент корреляции и его значения. Линейная и
нелинейная корреляция. Регрессионный анализ. Проверка
адекватности модели. Проверка значимости коэффициентов уравнения регрессии
|
В результате освоения дополнительной
образовательной программы слушатель должен обладать компетенциями (табл. 1).
Таблица 1
Компетентностно-ориентированные требования к
результатам освоения программы
Компетенция
|
Требования к результатам
|
ОПК-2: Способен разрабатывать
алгоритмы и компьютерные программы, пригодные для практического применения
|
Знать:
- методы обработки результатов эксперимента;
- роль, значение, сущность, классификацию
методов проведения научных исследований.
|
Уметь:
- проводить научные исследования, оценивать
результаты выполненной работы;
- оценивать результаты выполненной работы;
- выбирать методы исследования для решения
поставленной задачи.
|
Владеть:
- навыком интерпретирования и представления
результаты научных исследований.
|
Учебно-методическое
и информационное обеспечение
а) литература НТБ МЭИ:
1. Рыжков, И. Б. Основы научных исследований и
изобретательства : учебное пособие для вузов по направлениям (специальностям)
280400 "Природообустройство", 280300 "Водные ресурсы и
водопользование" / И. Б. Рыжков. – 2-е изд., стер. – СПб. : Лань-Пресс,
2019. – 224 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература). – ISBN 978-5-8114-1264-8..
б) литература ЭБС и БД:
1. Г. Ф. Прокофьев, Н. Ю. Микловцик- "Основы
прикладных научных исследований при создании новой техники", Издательство:
"Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ)", Архангельск,
2014 - (171 с.)
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312308;
2. Е. В. Плахотникова, В. Б. Протасьев, А. С.
Ямников- "Организация и методология научных исследований в машиностроении",
Издательство: "Инфра-Инженерия", Москва, Вологда, 2019 - (317 с.)
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=564325;
3. И. Л. Егошина- "Методология научных
исследований", Издательство: "Поволжский государственный
технологический университет", Йошкар-Ола, 2018 - (148 с.)
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494307;
4. М. В. Боярский, Э. А. Анисимов-
"Планирование и организация эксперимента", Издательство:
"Поволжский государственный технологический университет", Йошкар-Ола,
2015 - (168 с.)
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437056;
5. Н. Г. Моисеев, Ю. В. Захаров- "Теория
планирования и обработки эксперимента", Издательство: "Поволжский
государственный технологический университет", Йошкар-Ола, 2018 - (124 с.)
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494313;
6. О. Н. Мусина- "Основы научных
исследований", Издательство: "Директ-Медиа", Москва, Берлин,
2015 - (151 с.)
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278882;
7. Т. А. Кулагина, О. П. Стебелева-
"Планирование и техника эксперимента", Издательство: "Сибирский
федеральный университет (СФУ)", Красноярск, 2017 - (56 с.)
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=497277.
Контактная информация для записи на курс:
Гужов Сергей Вадимович
+7 965 294-91-11
GuzhovSV@mpei.ru