Цель: заключается в формировании компетенций, необходимых для организации и проведения научно-исследовательских работ на основе достижений в обла​сти математической теории инженерного эксперимента, научных наблюдений, поиска, накопления и обработки информации.

Программа составлена в соответствии:

- с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 13.03.01 Теплоэнергетика и​ теплотехника, утвержденным приказом Минобрнауки от 28.02.2018 г. № 143, зарегистрированным в Минюсте России 22.03.2018 г. № 50480.

Выдаваемый документ: при успешном прохождении программы и сдаче итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалифика​ции установленного образца.

Срок действия итоговых документов

Срок действия итоговых документов регламентируется на основе правил по работе с персоналом в сфере деятельности данной программы, устанавливается на основе содержания программы и составляет (в годах): бессрочно.

 

Содержание дисциплин (модулей)

Наименование дисциплин (модулей)

 

Содержание дисциплин (модулей)

1.

Теория и практика инженерного исследования

1.1.

Характеристики научной деятельности. Методологические основы научного исследования

Характеристики научной деятельности. Методологические основы научного исследования. Наука и ее роль в современном обществе. Структура науки как системы знаний. Характеристики и принципы научной деятельности. Научное исследование как основная форма существования и развития науки.​​ Содержание и классификация научных исследований. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования. Научное исследование как творческий процесс. Субъекты научного исследования. Этапы научного исследования. Подготовительный этап. Выбор направления научного исследования. Поиск, накопление и обработка научной информации по теме исследования. Электронные формы информационных ресурсов. Постановка научно-технической проблемы. Определение объекта, предмета, целей и задач исследования. Выдвижение рабочей гипотезы. Планирование процесса научного исследования. Основной (исследовательский или поисковый) этап. Средства и методы научного исследования. Выбор методов и разработка методики исследования. Обоснование гипотезы. Обобщение и анализ полученных данных. Формулирование предварительных выводов. Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций. Заключительный этап. Внедрение полученных результатов. Оформление, структурирование и представление результатов исследовательской работы.

1.2.

Инженерное исследование. Постановка задачи и планирование инженерного исследования

Инженерное исследование. Постановка задачи и планирование инженерного исследования. Понятие и характеристики инженерного исследования. Отличительные черты научно-технических (инженерных) исследований. Классификация экспериментальных научно-технических исследований. Классификация, типы и задачи эксперимента. Вычислительный эксперимент. Компьютерное моделирование в вычислительном эксперименте. Особенности проведения экспериментов различных типов. Последовательность проведения эксперимента. Постановка задачи эксперимента. Выбор отклика объекта исследования. Требования к отклику объекта исследования. Способы формирования обобщенного отклика. Выбор факторов эксперимента. Требования к факторам. Определение экспериментальной области факторного пространства. Уровни и интервалы варьирования факторов. Выбор вида уравнения регрессии. Требования к уравнению регрессии. Планирование эксперимента. Воспроизводимость эксперимента. Рандомизация эксперимента. Планирование полного факторного эксперимента. Планирование дробного факторного эксперимента. Метод ортогонального центрального композиционного планирования. Ротатабельный центральный композиционный план эксперимента. Некомпозиционные планы. Экспертные оценки в инженерных исследованиях.

1.3.

Проведение инженерного эксперимента. Обработка результатов эксперимента.

Проведение инженерного эксперимента. Обработка результатов эксперимента. Предварительная подготовка и проведение эксперимента. Сбор, анализ, обработка исходных данных. Ошибки и точность наблюдений в эксперименте. Предварительная обработка данных эксперимента. Методика предварительной обработки данных эксперимента. Проверка адекватности уравнения регрессии. Отсев грубых погрешностей. Анализ результатов эксперимента. Дисперсионный однофакторный и двухфакторный анализ. Корреляционный анализ. Коэффициент корреляции и его значения. Линейная и нелинейная корреляция. Регрессионный анализ. Проверка адекватности модели. Проверка значимости коэффициентов уравнения регрессии

 

В результате освоения дополнительной образовательной программы слушатель должен обладать компетенциями (табл. 1).

Таблица 1

Компетентностно-ориентированные требования к результатам освоения программы

Компетенция

Требования к результатам

ОПК-2: Способен разрабатывать алгоритмы и компьютерные программы, пригодные для практического применения

Знать:

- методы обработки результатов эксперимента;

- роль, значение, сущность, классифик​ацию методов проведения научных исследований.

 

Уметь:

- проводить научные исследования, оценивать результаты выполненной работы;

- оценивать результаты выполненной работы;

- выбирать методы исследования для решения поставленной задачи.

Владеть:

- навыком интерпретирования и представления результаты научных исследований.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

а) литература НТБ МЭИ:

1. Рыжков, И. Б. Основы научных исследований и изобретательства : учебное пособие для вузов по направлениям (специальностям) 280400 "Природообустройство", 280300 "Водные ресурсы и водопользование" / И. Б. Рыжков. – 2-е изд., стер. – СПб. : Лань-Пресс, 2019. – 224 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература). – ISBN 978-5-8114-1264-8..

б) литература ЭБС и БД:

1. Г. Ф. Прокофьев, Н. Ю. Микловцик- "Основы прикладных научных исследований при создании новой техники", Издательство: "Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ)", Архангельск, 2014 - (171 с.)

https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312308;

2. Е. В. Плахотникова, В. Б. Протасьев, А. С. Ямников- "Организация и методология научных исследований в машиностроении", Издательство: "Инфра-Инженерия", Москва, Вологда, 2019 - (317 с.)

https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=564325;

3. И. Л. Егошина- "Методология научных исследований", Издательство: "Поволжский государственный технологический университет", Йошкар-Ола, 2018 - (148 с.)

https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494307;

4. М. В. Боярский, Э. А. Анисимов- "Планирование и организация эксперимента", Издательство: "Поволжский государственный технологический университет", Йошкар-Ола, 2015 - (168 с.)

https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437056;

5. Н. Г. Моисеев, Ю. В. Захаров- "Теория планирования и обработки эксперимента", Издательство: "Поволжский государственный технологический университет", Йошкар-Ола, 2018 - (124 с.)

https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494313;

6. О. Н. Мусина- "Основы научных исследований", Издательство: "Директ-Медиа", Москва, Берлин, 2015 - (151 с.)

https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278882;

7. Т. А. Кулагина, О. П. Стебелева- "Планирование и техника эксперимента", Издательство: "Сибирский федеральный университет (СФУ)", Красноярск, 2017 - (56 с.)

https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=497277.

 

Контактная информация для записи на курс:

​Гужов Сергей Вадимович

+7 965 294-91-11

GuzhovSV@mpei.ru

 

24.02.2025 17:27