Евгений Лейман о т.н. "Фонде развития МЭИ"
21.05.2021
Среди сотрудников НИУ "МЭИ" стало распространяться сообщение от имени т.н. "Фонда развития МЭИ" — с призывом провести в университете некую "министерскую проверку" и оценить эффективность работы руководства университета.
Управление общественных связей НИУ "МЭИ" попросило прокомментировать ситуацию проректора по модернизации имущественного комплекса и правовой работе НИУ "МЭИ" Евгения Николаевича Леймана.
Евгений Николаевич, что за ситуация с "Фондом МЭИ", что это за организация и в чем причина сложившейся обстановки?
Осенью 2019 года я обратился в адрес ректора НИУ "МЭИ" Н.Д. Рогалева с просьбой о приостановке сотрудничества с Фондом развития МЭИ и обосновал возможность направления с 2020 года средств пожертвований непосредственно в НИУ "МЭИ", чтобы уйти от необоснованных накладных расходов Фонда развития МЭИ.
Мною было предложено ежегодно предоставлять отчет по сбору и расходу средств пожертвований членам Ученого совета НИУ "МЭИ", так как при этом не будут удерживаться накладные расходы в пользу Фонда развития МЭИ. Данное предложение было поддержано руководством НИУ "МЭИ".
Данным обстоятельствам предшествовали следующие события: в октябре 2019 года мною был установлен факт внесения руководителем Фонда В.Н. Кузнецовым недостоверных сведений в протокол заседания Попечительского совета НИУ "МЭИ". Кузнецов, используя свое служебное положение ответственного секретера Попечительского совета МЭИ, внес недостоверные сведения в протокол о том, что средства пожертвований должны идти только через Фонд развития МЭИ, тем самым ввел в заблуждение членов Попечительского совета НИУ "МЭИ", являющихся руководителями компаний - спонсоров. Кузнецов отказался комментировать данные обстоятельства, в связи с чем между нами возник личный конфликт.
В последующем В. Кузнецов, после получения денежных средств от спонсоров, отказался заключать договоры на полную сумму пожертвования, требуя удержания в пользу Фонда развития МЭИ не менее 5 процентов от суммы пожертвования, что вызвало негодование у спонсоров. Мне приходилось объясняться с представителями спонсоров, почему НИУ "МЭИ" работает с частным фондом — Фондом развития МЭИ, и деньги не поступают в НИУ "МЭИ" напрямую.
Дело в том, что Фонд развития МЭИ — это частная организация, она юридически не связана с НИУ "МЭИ". Кузнецов категорически отказывался предоставлять финансовую отчётность по деятельности Фонда.
Как выяснилось, после поступления средств в Фонд развития МЭИ, Кузнецов В.Н. размещал денежные средства на депозитном счете под проценты и под всякими предлогами затягивал заключение договоров, затягивал в последующем процесс оплаты работ по договорам, то есть пользовался денежными средства спонсоров, чтобы получить максимальный доход от процентов депозита.
Ситуация доходила до абсурда: Кузнецов уходил в отпуск на месяц, отключал телефон и не осуществлял платежи, и делал это в июле — августе, когда идет самый разгар подготовки к 1 сентября и ведется ремонт учебных аудиторий и общежитий.
В 2019 году сложилась такая ситуация, что под реализацию различных проектов НИУ "МЭИ" в Фонд развития МЭИ поступили денежные средства. Кузнецов размесил их на депозитном счете под проценты и по настоящее время удерживает денежные средства, не возвращая их ни спонсору обратно, ни перечисляя в НИУ "МЭИ" на цели пожертвований.
НИУ "МЭИ" был вынужден обратиться в адрес спонсора на отзыв средств из Фонда развития МЭИ, а часть средств Фонд развития МЭИ обязан вернуть по решению Арбитражного суда города Москвы, который признал действия Фонда развития МЭИ незаконными.
О каких суммах идет речь?
Во-первых, дело не в суммах, а в том, что реально Фонд развития МЭИ не отчитывался о своей финансовой деятельности перед НИУ "МЭИ" и юридически Фонд развития МЭИ не был связан с НИУ "МЭИ". Именно это послужило причиной конфликта. Во-вторых, руководство НИУ "МЭИ" не устраивало то, что с каждого договора пожертвования В. Кузнецов удерживал некие накладные расходы, тем самым уменьшая объём средств, который мог быть потрачен на цели пожертвования. Эта ситуация также не нравилась и партнерам НИУ "МЭИ". Посудите сами, когда через Фонд развития в год "проходило" 5 млн. рублей, то, оставляя 10 процентов накладных расходов, это было объяснимо (зарплата бухгалтера, канцелярские расходы и т.п.). Но когда через Фонд развития МЭИ партнеры НИУ "МЭИ" направляли в НИУ "МЭИ" по 50 млн. рублей, то на каком основании Фонд должен был удерживать себе 10 процентов от общего объема пожертвований, если его расходы не увеличивались? Вот и вся суть конфликта с Фондом развития МЭИ. На мой вопрос Кузнецову, на каком основании он удерживает такие суммы, был получен ответ: "Я столько лет работал на общественных началах в МЭИ, почему бы мне сейчас хорошенько не заработать".
В. Кузнецов удержал на счете Фонда развития МЭИ порядка 9 млн. рублей от ПАО "Россети", предназначенных на конкурс учебников (в настоящее время "Россети" отзывают данную сумму), и порядка 4 млн. рублей от группы компаний "Газпромэнергохолдинг" на ремонт кафедры ПГТ (Арбитражных суд города Москвы принял решение о принудительном взыскании данной суммы с Фонда развития МЭИ). Все это время В. Кузнецов получает проценты от депозита, и ему выгодно затягивание всех разбирательств по Фонду развития МЭИ.
Что предпринимается университетом для урегулирования ситуации?
Нами поданы соответствующие заявления в правоохранительные органы. Проверкой деятельности Кузнецова впрямую занимаются прокуратура и следственный комитет.
Видимо, проверка идет успешно, раз он в очередной раз начал рассылать "письма счастья". Допускаю, что очередная активность Кузнецова связана с тем, что Арбитражный суд города Москвы принял решение о взыскании денежных средств с Фонда развития МЭИ, незаконно удерживаемых В. Кузнецовым на расчетном счете Фонда развития МЭИ.
В декабре 2020 года в ряде СМИ появились публикации с "разоблачением" руководства НИУ "МЭИ". Можете как-то прокомментировать их?
Да, по нашей информации, это были публикации, инициированные г-м Кузнецовым. Университет оперативно на них отреагировал, средства массовой информации очень быстро поняли, что стали жертвой фальсификатора и напечатали банальную клевету, и все так называемые "разоблачения" были заменены в печати официальным ответом НИУ "МЭИ".
Как вы оцениваете призывы Кузнецова провести проверку руководства НИУ "МЭИ"?
В Университете регулярно проводятся проверки: от прокуратуры района, округа и города Москвы до проверок МЧС, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, казначейства и Минобрнауки России. Проводится проверка всех сфер деятельности НИУ "МЭИ", а в условиях действующего мониторинга деятельности НИУ "МЭИ" со стороны Минобрнауки России — вся деятельность руководства на виду общественности и коллектива НИУ "МЭИ" в первую очередь. Ежегодно ректор и проректор по экономике отчитываются перед коллективом о финансово-хозяйственной деятельности НИУ "МЭИ".
Если Минобрнауки России посчитает необходимым провести дополнительную проверку, руководство НИУ "МЭИ" готово предоставить все необходимые сведения. При этом следует отметить, что по всем заявлениям В. Кузнецова, уже проведена проверка прокуратурой района Лефортово и ЮВАО г. Москвы, а также Минобрнауки России (еще в 2020 году), все заявления В. Кузнецова являются надуманными им и не нашли своего подтверждения в ходе проверки.
Сегодня НИУ "МЭИ" выполняет все установленные показатели эффективности и участвует в ключевых проектах Минобрнауки России, Минпромторга России и Минэнерго России, в НИУ "МЭИ" реализуются масштабные студенческие проекты, качественно улучшаются условия учебы, работы и творчества как работников, так и обучающихся. В этой части заявления В. Кузнецова являются самой откровенной клеветой.
Как Вы видите дальнейшее развитие событий?
Судьбой и деятельностью В. Кузнецова занимаются правоохранительные органы. Все соответствующие заявления поданы. В настоящее время Арбитражный суд города Москвы принял решение о взыскании денежных средств с Фонда развития МЭИ, незаконно удерживаемых В. Кузнецовым на расчетном счете Фонда развития. Непосредственно к самому г-ну Кузнецову готовится иск по защите чести и достоинства.
Большое спасибо за уделенное время!