Рейтинги вузов – главный источник информации при выборе вуза абитуриентами
31.03.2016
Ведущие столичные вузы – МФТИ, РАНХиГС и НИУ МЭИ – опросили студентов-первокурсников, чтобы понять, что повлияло на выбор ими учебного заведения. В онлайн-опросе, организованном на портале www.oiu.ru, приняли участие 2,5 тыс. студентов.
Главный источник информации, на который опираются абитуриенты при выборе вуза – рейтинги, свидетельствуют результаты опроса. Почти две трети опрошенных (63%) заявили, что рейтинги повлияли на выбор вуза (31% респондентов охарактеризовали влияние на принятие решений как "умеренное", 32% - как "сильное"; см. таблицу 1).
Таблица 1.
Какие источники информации оказали
влияние на Вас при выборе учебного заведения для поступления?
(%, респондент мог указать несколько
вариантов)
Источник
|
Всего
|
В т.ч.:
|
Сильное влияние
|
Умеренное влияние
|
Рейтинги вузов
|
63
|
32
|
31
|
Данные о баллах ЕГЭ в вузах
|
57
|
25
|
32
|
Знакомство с вузом при личном визите
|
55
|
32
|
23
|
Информация от друзей и знакомых
|
55
|
19
|
36
|
Информация от родственников
|
54
|
22
|
32
|
Мероприятия, проводимые вузом,
официальный сайт вуза
|
43
|
17
|
26
|
Социальные сети
|
34
|
9
|
25
|
Средства массовой информации
|
26
|
6
|
20
|
Данные мониторинга вузов Минобрнауки
|
22
|
7
|
15
|
Иное
|
3
|
3
|
0
|
Наибольшим авторитетом для будущих студентов обладают национальные рейтинги – в первую очередь, рейтинг вузов RAEX (Эксперт РА), за который проголосовало 39% респондентов, и национальный рейтинг университетов ИА "Интерфакс" (29%). Глобальные рейтинги имеют гораздо меньшую практическую ценность для абитуриентов: Times Higher Education и QS важны для 12% абитуриентов, Round University Ranking и ARWU набрали 11% и 9% голосов соответственно (см. график 1). Все остальные рейтинги в сумме набрали менее 1% голосов.
График 1.
Какие рейтинги влияют на выбор абитуриентов
(% от общего количества проголосовавших, респондент мог указать несколько вариантов)

Данные о баллах ЕГЭ – второй по значимости источник информации для абитуриентов. 57% участников исследования указали, что данные о баллах ЕГЭ влияют на принятие решения о поступлении в конкретный вуз (32% сочли влияние данной информации "умеренным" и 25% - "сильным"). Также очень весомыми факторами являются "знакомство с вузом при личном визите" (55%), "информация от друзей и знакомых" (55%) и "информация от родственников" (54%).
Социальные сети в качестве источника информации об интересующих вузах использовались лишь каждым третьим абитуриентом (34% респондентов). При этом иногородние абитуриенты, уступающие жителям столицы в возможностях лично побывать в интересующих вузах, пользуются социальными сетями активнее москвичей (39% против 30%).
Будущие студенты довольно редко опираются при выборе вуза на СМИ и данные мониторинга вузов (26% и 22%). Наконец, совсем редкими следует признать такие обоснования выбора вуза как: возможность поступить по целевому договору с предприятием или по итогам участия в олимпиадах, рекомендации школьных учителей, широкий спектр специальностей в вузе. И всего несколько человек обосновали свой выбор близостью учебного заведения к месту проживания.
Таблица 2.
Наиболее авторитетные источники
информации при выборе вуза, с точки зрения москвичей и иногородних студентов
(% от соответствующей категории
респондентов; голосующий мог указать несколько вариантов)
Источник
|
Иногородние
|
Москвичи
|
Рейтинги вузов
|
68
|
60
|
Данные о баллах ЕГЭ в вузах
|
60
|
56
|
Информация от друзей и знакомых
|
51
|
57
|
Информация от родственников
|
50
|
56
|
Знакомство с вузом при личном визите
|
47
|
59
|
Мероприятия, проводимые вузом,
официальный сайт вуза
|
43
|
42
|
Социальные сети
|
39
|
30
|
Средства массовой информации
|
26
|
26
|
Данные мониторинга вузов Минобрнауки
|
25
|
19
|
Иное
|
3
|
2
|