По материалам статьи А.Е. Тарасова, О.Ю. Бибичевой, Е.Г. Гуличевой, М.С. Осиповой
Создание
и функционирование различных объединений иностранных выпускников советских
вузов началось в СССР во второй половине 60-х годов, и к 1991 году в мире действовали свыше 70 ассоциаций выпускников
советских вузов [3]. В 90-х годах прошлого столетия более половины из них прекратили свое
существование. Вместе с тем сейчас, ввиду тектонических сдвигов в
геополитических процессах, происходят не
только возрождения, но и организации новых объединений иностранных выпускников.
С 1946 (1943) года
МЭИ ведет подготовку иностранных студентов и аспирантов. На сегодняшний день в
МЭИ подготовлено более 17000 зарубежных специалистов в разных областях из более
чем 100 стран мира. Первыми иностранными выпускниками МЭИ стали выпускники 1948 года,
граждане Испании – Меркадер Луис и Катала Хосе 1952 года, граждане
Болгарии – Стефан Василев и Кирил Кирков. Стефан Василев в последствии стал
председателем Комитета Народной Республики Болгарии по использованию атомной
энергии, ему было присвоено звание «Почетный доктор МЭИ». В разные годы МЭИ
окончили экс-Премьер Государственного совета Китая Ли Пэн и экс-Президент
Румынии Ион Илиеску, министры энергетики и руководители крупных энергетических
компаний многих стран мира. И уже в 1969 году МЭИ выпустил 1000-го иностранного
специалиста, гражданина Афганистана Раз Мохаммед Пактин, который в последствии
стал первым Послом Афганистана в СССР, Министром энергетики Демократической
Республики Афганистан (ДРА), а затем — Министром внутренних дел ДРА.
В 1955 году, впервые среди вузов СССР, обучающих
иностранных граждан, в МЭИ был создан Совет Землячеств – орган самоуправления
иностранных студентов. В 1964 году был создан Интерклуб МЭИ, который занимался
организацией досуга и
внеаудиторной работой с иностранными и советскими студентами и аспирантами.
Тогда в МЭИ регулярно проводились интерлагеря в период летних и зимних каникул,
вечера дружбы в Доме культуры МЭИ, ярмарки и дни национальной кухни.
По мере увеличения численности иностранных
студентов, возникла необходимость создания в структуре деканата по работе с
иностранными учащимися МЭИ сектора по связи с иностранными выпускниками. В то
время только МГУ и МЭИ получили разрешение Минвуза СССР на создание такого
сектора. В1989
году в связи с большим числом иностранных выпускников, было принято решение об организации самостоятельного отдела по работе с
иностранными выпускниками. Созданный отдел направил свои усилия на развитие
отношений с выпускниками.
В годы, предшествующие перестройке, была создана
уникальная картотека иностранных выпускников. До 2015 года в России велась
единая база всех иностранных выпускников. База хранилась на
серверах МЭИ и содержала не только количественные данные о зарубежных
выпускниках, как принято теперь, но и карточки с данными выпускника, которые
можно было получить любому вузу по запросу.
В
1995 году создана Ассоциация выпускников МЭИ (ТУ) (в последствии – Клуб друзей
МЭИ). Первыми иностранными членами ассоциации стали: в то время премьер
Госсовета Китая Ли Пэн и президент Румынии Ион Илиеску.
Выпускники
из зарубежных стран высказывают пожелание приехать в Москву с семьей, показать
детям город, познакомить с университетом, вспомнить свои юные годы.
Формировались династии выпускников МЭИ: выпускники направляли на обучение в
Москву своих детей. Для таких династий предусматривалась льгота: детям
предоставлялась скидка 10% от стоимости контакта на обучение. Память о России
настолько сильна, что выпускники ищут связи с соотечественниками спустя много
лет. Выпускники из Венгрии собрались впервые в 2000 году, объединились в ассоциацию
и решили встречаться каждые 5 лет. И сейчас, выпускники из Ливана создали свои
ассоциацию выпускников МЭИ, активно общаются в социальных сетях и мессенджерах.
До
1991 года существовала система поддержки зарубежных выпускников со стороны
государства. Затем по причине политических преобразований система поддержки
была упразднена. В 2000 году в рамках празднования 70-летия МЭИ была
организована первая встреча иностранных выпускников, которая планировалась как
самоокупаемая (без финансовых затрат со стороны МЭИ). Конечно, в силу ряда
обстоятельств, смогли приехать немногие желающие.
Таким
образом, во времена СССР выпускник советского вуза был полноценным агентом
влияния за рубежом: поддерживал политические цели СССР, вел работу по
совместным технологическим проектам с зарубежными странами, продвигал за
рубежом советские технологии, обеспечивал функционирование крупных
инфраструктурных проектов за рубежом. С выпускниками поддерживались тесные
связи не только на уровне университетов, но и при государственной поддержке.
Современная
реальность отражает слабую нацеленность на целевой набор в интересах России,
отсутствие поддержки выпускников в дальнейших образовательных траекториях,
фактический отказ от использования потенциала выпускников в интересах России.
Кроме того, постоянное увеличение числа квот на обучение в Российской Федерации
иностранных граждан (рис. 1), с одной
стороны, можно считать позитивным фактором, ведущим к росту числа студентов
российских вузов, но, с другой стороны, это ведет к обесцениванию значимости
российского образования.

Рисунок 1. Число выделяемых государством квот на обучение в РФ граждан
иностранных государств
В рамках существующей
системы иностранные студенты, успешно прошедшие процедуру поступления в
российский вуз, получают квоту на обучение на подготовительном
факультете/отделении для изучения русского языка, затем продолжают обучение в
бакалавриате по выбранному направлению. Таким образом, иностранный гражданин –
студент российского вуза – пользуется льготами и финансовой поддержкой правительства
России на протяжении 5 лет, пока не закончит обучение. После завершения
обучения в бакалавриате и получения диплома о высшем
образовании иностранные выпускники российских вузов вновь должны участвовать в
конкурсе на получение уже новой квоты – теперь для обучения в магистратуре. В
случае неудачи в конкурсе на обучение в магистратуре в России, они уезжают на
родину, поступают в ВУЗы уровнем ниже в своей стране или выбирают другие страны
для продолжения обучения. Таким образом, государственные финансовые затраты и
усилия со стороны российских вузов в течение 5 лет нивелируются, зарубежный
выпускник остается не удовлетворен
отсутствием возможности продолжить обучение в России и необходимостью искать
новый ВУЗ в своей стране или в других странах. Мы сталкиваемся с отсутствием
рычагов воздействия для воспитания из выпускников агентов влияния за рубежом.
Для
изменения сложившейся ситуации, активизации рычагов «мягкой силы», формирования
позитивного облика страны в целом и российского образования в частности,
необходима формирование модели непрерывного образования для иностранных
студентов в интересах России. В условиях внедрения такой модели, станет
возможным не только формирование положительного образа России за рубежом, но и
возвращение к концепции поддержки технологических проектов РФ за рубежом,
станет возможным воспитание агентов влияния России в разных странах.
Здесь
необходимо понимание того, что каждый въезд иностранного выпускника в Россию
даёт множество стандартных механизмов для его ориентации в интересах РФ: не
только возможность вспомнить студенческие годы, но, в первую очередь, получить
дополнительные навыки про своей специальности.
С
целью реализации модели предлагается:
выделение
приоритетных квот для иностранных выпускников, желающих повышать уровень своего
образования;
формирование
предложений по стажировкам, программам повышения квалификации для выпускников,
работающих у себя на родине;
помощь
в вопросах поступления для заинтересованных родственников и людей, находящихся
в зоне влияния выпускников.
С
1976 года по 1992 год ежегодно на базе 6 факультетов МЭИ проводили летние курсы
повышения квалификации для иностранных выпускников. За 16 лет более 2500
иностранных специалистов, выпускников различных ВУЗов СССР, получили
свидетельства о повышении квалификации МЭИ. Курсы финансировались из
специальных фондов Минвуза СССР.
Безусловно,
определяющую роль при внедрении модели играет русский язык. Россия имеет
огромный потенциал для развития целого ряда отраслей, и задача вузов обеспечить
эти отрасли высококлассными инженерами и учеными, популяризировать российское
образование, делать его привлекательным для иностранного потребителя, развивать
образовательные программы именно на русском языке, использовать инновационные
подходы к образованию.
С
целью реализации модели необходимо выделить заинтересованные стороны (рис.2).
Из общего числа квот для иностранных
граждан необходимо выделение доли для работы с выпускниками на протяжении всей
жизни. Выделяемые квоты предлагается распределить по вузам в соответствие с приоритетными
экономическими, технологическими и политическими целями (проектами) России в
странах в тесном контакте с заинтересованными организациями России (Росатом,
Минэнерго России, Минпромторг и т.д.)

Рисунок 2. Схема реализации модели непрерывного образования для
иностранных студентов в интересах России
Выпускник вуза является одним из наиболее ценных
активов, оказывающих влияние на репутационные характеристики университета.
Стремление привлечь в страну как можно больше иностранных студентов и получить
своих агентов влияния за рубежом, лояльных к стране и российскому образованию, должно быть подкреплено предложением условий, привлекательных для
выпускников.