Для корректного отображения портала МЭИ, включите Java Script

Вход

Инженерные каникулы для учащихся 10-х классов

09.07.2018


В течение всего июня у учащихся 10-х классов школ-партнеров НИУ "МЭИ" была уникальная возможность пройти образовательную практику на базе кафедр Университета в ходе летних Инженерных каникул.

Занятия проходили в 2 смены: с 28 мая по 8 июня 2018 года и с 13 по 23 июня 2018 года.  Мероприятие было организовано в рамках проекта Департамента образования города Москвы "Инженерный класс".

Программа Инженерных каникул содержала в себе различные формы занятий для учащихся: лекции, практикумы, встречи с известными учеными, выездные экскурсии на промышленные предприятия, в офисы крупных компаний и на объекты ТЭК, лабораторные работы с применением научно-исследовательского и учебного оборудования ведущих кафедр вуза, инженерные соревнования и др. Более половины обучающего курса было практикоориентированным и преследовало цель комплексного погружения старшеклассников в вузовскую среду. Занятия проходили на 27 кафедрах 9 институтов, входящих в состав НИУ "МЭИ" и позволили интегрировать полученные школьниками в течение учебного года базовые знания по профильным общеобразовательным и инженерным дисциплинам с реальными задачами, решаемыми на производстве и в лабораториях вуза.

На 4 кафедрах Института автоматики и вычислительной техники школьники получили представление о современных IT-технологиях. В ходе практики для них были детально рассмотрены принципы работы различных операционных систем и систем автоматизированного проектирования. Под руководством ведущих преподавателей  старшеклассники смогли решить задачи по программированию олимпиадного уровня, написать простейшую программу для микропроцессора. Также учащиеся познакомились с различными способами применения программных алгоритмов и пакетов на производстве, в частности при построении методов оптического, визуального и ультразвукового контроля. В ходе занятий практиканты посетили офисы таких известных IT-компаний как Яндекс, Крок и "Тинькофф банк".

В Институте радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова юные исследователи изучили внутреннее строение электронных устройств, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. На практических занятиях старшеклассники смогли подготовить печатную плату с помощью паяльного оборудования, выполнили эксперименты на усилителе синусоидального сигнала, провели моделирование различных режимов работы электрических цепей. С помощью мощных  микроскопов ребята увидели поверхность лазерного диска и определили химический состав монеты достоинством в 1 рубль. Наряду с этим, учащихся подробно познакомили с работой современных медицинских приборов и профессией светотехника.

На кафедре Робототехники, мехатроники, динамики и прочности машин Института энергомашиностроения и механики для практикантов была представлена образовательная программа, посвященная принципам работы, сборке, алгоритмам функционирования и программированию колесных мини-роботов.

В свою очередь, участники, выбравшие для прохождения Инженерных каникул Институт электротехники узнали все тонкости построения и применения различных электрических аппаратов. В лабораториях кафедры ЭМЭЭА будущие инженеры изучили принципы действия кнопочных выключателей, электромагнитов, реле. Школьники своими руками собрали простейший светофор и запрограммировали алгоритм его работы с помощью контроллера.

Все электронные устройства, применяемые в промышленности и быту, должны обеспечивать пользователям достаточный уровень безопасности, включая информационный. На практикумах в Инженерно-экономическом институте учащиеся с помощью современных методов, приборов и установок научились обнаруживать и оперативно блокировать места утечки информации в помещениях, на открытом воздухе и в используемых ими в повседневной жизни гаджетах. Наряду с этим, участники данного образовательного модуля посетили военную кафедру при НИУ "МЭИ", на учебном полигоне которой посидели за штурвалом настоящего истребителя СУ-27.

Развитие промышленности и высокотехнологичных отраслей любой страны мира неразрывно связано с развитием энергетики. Познакомиться ближе с современным состоянием ТЭК России и своими глазами увидеть новые цифровые объекты и научные достижения в этой отрасли получили возможность школьники, попавшие на занятия в Институт электроэнергетики НИУ "МЭИ". По отзывам ребят, больше всего в двухнедельной насыщенной программе им запомнилось "путешествие" по энергетическим объектам в очках виртуальной реальности, работа в мастерской Школы юного энергетика, посещение высоковольтного зала, музея ПАО "Моэнерго" и действующей подстанции ПАО "МОЭСК" в подмосковных Горенках. Также в течение учебного года ученики посетили Институт Гидропроект, гидроэлектростанцию в городе Углич и Загорскую ГАЭС.

Безусловно, стоит упомянуть о развитии перспективных для нашей страны источников получения электроэнергии, таких как энергия ветра и солнца. Именно об основных характеристиках и принципах построения электростанций, использующих альтернативные виды энергии, шла речь в ходе Инженерных каникул в Институте гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии. Здесь учащиеся, составив суточный график нагрузки небольшой энергосистемы, пытались рассчитать требуемое для её поддержания в работоспособном состоянии количество ветряков и солнечных панелей, основываясь на их технических характеристиках.

В рамках практики в Институте тепловой и атомной энергетики затрагивались такие актуальные вопросы, как получение и использование энергии на тепловых станциях, применение воды как основного теплоносителя на ТЭС и АЭС, свойства воды и водных растворов в пароводяном цикле, обработка и очистка различных типов вод, сравнение показателей качества природной и химически обработанной воды, способы измерения температуры нагретых тел.

Занятия в Институте проблем энергетической эффективности были посвящены вопросам тепломассообмена, в т.ч. на примере разработки системы обогрева дачного бассейна, а также устройству тепловых сетей и центральных тепловых пунктов. Важная роль на практикумах была уделена вопросам энергосбережения. В заключение учащиеся смогли проверить полученные знания на практике в ходе посещения теплового пункта на кампусе НИУ "МЭИ".

Инженерные каникулы во всех группах завершились командными и индивидуальными инженерными соревнованиями: защитами мини-проектов, викторинами или деловыми играми.

Всего обучение в рамках Инженерных каникул прошли 390 учащихся из 5 столичных школ: Школы №1502 при МЭИ, Школы №1207, Школы №1575, Школы №504 и Школы №444. В дальнейшем они смогут успешно применить полученные в ходе мероприятия знания при выборе будущей профессии, в своей научно-исследовательской деятельности и составлении образовательной траектории в высшей школе. ​​​​

Фотоотчет​​​​