Институт дистанционного и дополнительного образования (ИДДО) как структурное подразделение Национального исследовательского университета «МЭИ» создан в марте 2014 года на базе:

  • Факультета повышения квалификации преподавателей и специалистов (ФПКПС);

  • Отдела современных информационных технологий в обучении (ОСИТО);

  • Отдела дистанционного обучения Института менеджмента и экономики в энергетике и промышленности и ряда других.

1.pngБудучи образованным из разных подразделений, ИДДО сохраняет неизменным накопленный научно-педагогический потенциал этих структур. Каждое из подразделений НИУ «МЭИ», вошедшее в ИДДО, имеет свою богатую историю.

Факультет повышения квалификации преподавателей и специалистов, созданный в 1968 г Факультет повышения квалификации преподавателей (ФПКП) в 1995 переименован в Факультет повышения квалификации преподавателей и специалистов (ФПКПС). В 1995 году создается система центров подготовки и переподготовки (ЦПП), в которой ФПКПС осуществляет организационно-методическое сопровождение программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Система центров включает 32 центра подготовки и переподготовки, с учетом кафедр в НИУ «МЭИ», а также 8 центров в филиалах МЭИ в г. Конаково, г. Смоленске, г. Волжский и в г. Душанбе. В состав существующих ЦПП с изменением в наименованиях вошли существовавшие ранее:

  • Факультет переподготовки специалистов по новым направлениям техники и технологии;

  • Факультет повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства электротехнической промышленности;

  • Курсы дополнительного образования студентов и специалистов по профилю кафедр МЭИ;

2.pngПомимо ДПО специалистов отрасли, ФПКПС плотно занимается повышением квалификации преподавателей ВУЗов России, в том числе продолжает поддерживать повышение квалификации по госбюджету, т.е. преподаватели государственных образовательных учреждений высшего образования России могут приезжать на повышение квалификации на бесплатной основе при соблюдении соответствующих нормативов в рамках этой госбюджетной программы. Ведется учебно-методическое сопровождение такого проекта, как созданный в НИУ «МЭИ» Университет молодого преподавателя, целью которого является повышение педагогического мастерства сотрудников МЭИ, осуществляющих преподавательскую деятельность, а также проекта Академии руководителя для подготовки управленческих кадров образовательных учреждений.  Для специалистов других организаций, а также для преподавателей учебных заведений, организуется проведение стажировок, в том числе по формату повышения квалификации. Предложен обширный перечень стажировок, охватывающий практически все кафедры НИУ «МЭИ». Возможна организация специализированных стажировок на современнейшем инновационном оборудовании, закупленном как в рамках развития НИУ «МЭИ», так и в рамках создания инновационного оборудования по специализированным федеральным целевым программам развития. В 2014 г. ФПКПС вошел в состав вновь созданного ИДДО как отдел ОДПО.(отдел дополнительного профессионального образования).

Отдел ресурсного обеспечения учебного процесса

Совершенствование учебного процесса в МЭИ в 60-80 годы прошлого столетия было связано с индивидуальным обучением, внедрением разнообразных современных технических средств (кино, телевидение, радио и т.п.), программного обучения. МЭИ – один из первых вузов страны, приступивших к созданию больших специализированных аудиторий, оснащенных новейшими техническими средствами обучения.

3.pngС опытом использования технических средств в МЭИ знакомились представители многих отечественных и зарубежных вузов; кафедры института оказывали помощь другим вузам в организации методической работы, связанной с использованием разнообразных технических средств. Некоторые методы учебного процесса, родившиеся в МЭИ, получили распространение в других вузах, например сокращение числа часов обязательных занятий, планирование и контроль самостоятельной работы студентов, учебно-исследовательские работы, использование современных технических средств обучения.

В 1960 г в СКВ МЭИ группой студентов ЛМТФ и сотрудников кафедры автоматики и телемеханики под руководством ассистента Ю.Н. Кушелева был разработан первый опытный образец оптико-электромеханического прибора «Экзаменатор МЭИ» для автоматизированной проверки успеваемости студентов. Его экспериментальное применение в учебном процессе было признано успешным. 1962 г Министерством высшего образования РСФСР в МЭИ была создана группа «Обучающие машины». Руководителем группы был назначен к.т.н. доцент Ю.Н.Кушелев. Ее задачами были дальнейшее развитие направления, известного как «программированное обучение», а также разработка и внедрение в учебный процесс устройств автоматизирующих различные педагогические функции. 1966 г. в МЭИ проведена первая Всесоюзная конференция по программированному обучению.

4.pngСоздана межкафедральная учебная лаборатория новых методов и средств обучения (МУЛ) по инициативе проректора МЭИ профессора П.А. Ионкина и при поддержке заместителя министра высшего и среднего образования РСФСР А.Г. Лебедева. Ее научным руководителем был назначен профессор П.Д.Лебедев. Задачами лаборатории являлись разработка и организация эффективного использования технических средств обучения преподавателями института, а также разработка научно-методических рекомендаций для использования отдельных технических средств в учебном процессе. Лаборатория также создает специализированные аудитории и расширяет сеть лингафонных кабинетов. В лаборатории создается группа по исследованию динамики физиологического состояния обучающегося (профессор А.А. Соколов, Ю.В. Хмелевский) и группа устного ввода в ЭВМ ( А.И. Евсеев, В.Ф. Мазняк и др.).  1967-1984 гг. идет расширенное внедрение разработок в учебный процесс. Действует постоянный ежегодный советско-французский семинар по новым методам и средствам обучения. Растет число классов с приборами «Экзаменатор» и «Репетитор» как общеинститутских, так и на отдельных кафедрах. МУЛ по заданиям кафедр изготовляет до 20 тысяч кадров кинопленки для приборов «Экзаменатор» и «Репетитор». Создается 8 лингафонных кабинетов. В 1967 г. модернизируются и широко внедряются в ГАИ «Экзаменаторы МЭИ» для приема экзамена по правилам дорожного движения (И.М. Глыздов, А.П. Свиридов, М.М. Дергунов). Созданы четыре межкафедральные и кафедральные (ИИТ, ТОЭ, ОЭ, ЭС и др.) «КАКТУСы» на 200 paбочих мест.

5.jpgВ 1977 г. создан методический кабинет ФПКП МЭИ. 1980 г. — выпущена опытная партия приборов АСОТ (агрегатированная система обучающей техники) на базе центрального устройства управления и терминалов на рабочих местах студентов (Г.Г. Орлов, Е.П. Целовальников, А.Н. Савкип и др.) Ведутся работы по теории обучения и контролю знаний; защищаются кандидатские диссертации (М.Градинарова (НБР), А.А.Голиков, О.А.Бондин, А.П. Свиридов, А.И. Евсеев, B.Н. Ермаков, B.C. Дятлов, В.Г Усков и др.).Появляются методические пособия по использованию приборов «Репетитор» «Экзаменатор» (Ю.Н. Кушелев. B.C. Дятлов, И.М. Глыздов и др., выходит книга «Технические средства обучения и контроля» под ред. Ю.Н. Кушелева (М. Высшая школа, 1973).

Массово (несколько тысяч) внедряются «Репетиторы» и «Экзаменаторы» в различных вузах и на промышленных предприятиях для проверки знаний по технике безопасности и повышения коэффициента готовности к работе (тренажеры). С 1984 г. в МЭИ появляются персональные ЭВМ и многие функции, возложенные на различные электромеханические устройства, теперь могут быть реализованы на одном устройстве  – ПЭВМ. Переход на новое, бурно развивающееся техническое и программное обеспечение, требует от сотрудников МУЛ переобучения. В 1985 г. происходит смена руководителя МУЛ. Им становится доктор технических наук, профессор В.П. Вощинин.

6.pngВ 1984-1990 гг. МУЛ выделяется первая ПЭВМ — идет освоение программирования для ДВК. Создается обучающая система «МИДОС» — «Мобильная инструментальная диалоговая обучающая система» для ДВК-1; ДВК-2; ДВК-3 и ДВМ «i-86», на основе которой можно разрабатывать контролирующие и обучающие программы (А.Н. Савкин). Создаются обучающие и контролирующие программы под ПЭВМ. Выпускается монография «Статистическая теория обучения» (А.П. Свиридов). Им же защищается докторская диссертации на эту тему.

В 1990-1993 гг. руководителем МУЛ, которая к этому времени переименовывается в Отдел технических средств обучения — Центр новых информационных технологий (ОТСО—ЦНИТ), становится Ю.М. Тараскин. Происходит переход на архитектуру IBM PC. Разрабатывается новое программное обеспечение «МИДОС-3» под DOS, включая графику, анимацию, звук и видео (А.Н. Савкин). Создается группа поддержки преподавателей по разработке обучающих и контролирующих программ на базе IBM PC для кафедр института (Т.М. Скворцова). В состав ЦНИТ входит служба аудиовизуальных средств (группа А.Н. Ильчука).

7.pngС 1994 по 2014 г. ОТСО–ЦНИТ руководит кандидат технических наук А.И. Евсеев. ПЭВМ бурно внедряются по всему институту, их количество превышает 2,5 тысячи. Классы ПЭВМ созданы на большинстве кафедр МЭИ (ТУ). Они объединяются в локальные и глобальные сети. На этой технической базе стали возможны решения различных педагогических задач от контроля знаний до проектирования дипломов, а также разработка электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по учебной дисциплине. ЭУМК охватывают все виды учебной деятельности и позволяет по-другому организовывать учебный процесс, в том числе и с использованием дистанционных технологий.

Основными задачами ОТСО–ЦНИТ были следующие: помощь кафедрам в создании электронных обучающих ресурсов (ЭОР) для различных видов занятий и для дисциплины в целом; развитие теории обучения и ее применение для разработки ЭОР; разработка инструментальных средств для автоматизации ЭОР; внедрение новых технологий организации учебного процесса на основе ЭОР.

8.jpgЗа эти годы: создана инструментальная среда «Дельфин» под операционную среду Windows (А.Н. Савкин, Ю.В. Евсикова, О.Н. Кулевацкая); с помощью ОТСО ЦНИТ сотрудниками различных кафедр MЭИ разработаны сотни ЭОР и ЭУМК (группы Т.М. Скворцовой и А.Н.Савкина). Разработана технология создания компьютерных интерактивных видеолекций с синхронными слайдами. На базе ЦНИТ учебное управление МЭИ проводит конкурс на лучшую разработку и применение в учебном процессе новых информационных технологий и применение в учебном процессе новых информационных технологий. Многие методы совершенствования учебного процесса, родившиеся в МЭИ, получили распространение в других вузах.

В 2014 г. ОСИТО вошел в состав вновь созданного ИДДО, как отдел ресурсного обеспечения учебного процесса (ОРОУП).

В период с 2014 по 2017 год Институт дистанционного и дополнительного образования активно занимался построением системы дистанционного образования.  Была открыта сетевая образовательная программа по Экономике совместно с Алма-атинским университетом энергетики и связи, начат прием на 6 программ бакалавриата и 3 магистерские программы, реализуемых исключительно с ЭО и ДОТ.  Начато освоение СДО Прометей, разработаны первый полновесные электронные курсы.

В 2016 году на базе Института была создана международная конференция «Инфорино» рассматривающая вопросы новых образовательных технологий для подготовки инженерных кадров. Конференция позволила создать площадку для обсуждения образовательных инновации и вызовов в современной высшей школе.

 С 2017 года начат второй цикл развития программ высшего образования реализуемых с ЭО и Дот на базе СДО Прометей, количество программ бакалавриата достигает числа 12, а программы магистратуры прирастают до 5. В учебном процессе задействованы кафедры 8 из 10 основных институтов НИУ «МЭИ».

Проведена существенная модернизация системы СДО Прометей, добавлена возможность обмена работами со студентом, на основе нового функционала «письменная работа», которая позволяет организовать обмен, хранение и рецензирование работ студентов по дисциплинам. СДО Прометей встраивается в общую систему ЭИОС НИУ «МЭИ», выполняется автоматизированная интеграции с ИС БАРС, где формируются портфолио студентов, ведется электронная зачетка.

В период Пандемии ИДДО проводило большую работу по поддержанию учебного процесса для очной формы обучения, обеспечивая контрольные мероприятия и информационную базу.

На базе ИДДО с 2020 года развивается новая технология формирования образовательных программ через систему образовательного конструктора, разработанного в МЭИ на отечественных технологиях, и использующих возможность формирования документов через слияние шаблонов документов и баз данный о содержании образовательного процесса. Система получила наименование «Электронный МЭИ» и впервые использовала БАНК содержаний дисциплин для разработки и систематизации данных.

В 2021 году в систему Электронный МЭИ была встроена первая внутрикорпоративная цифровая подпись сотрудников НИУ «МЭИ» и разработан маршрутизатор для электронного согласования и подписания документов. Автором и идейным вдохновителем проекта является Татьяна Александровна Шиндина

В 2022 году институтом разработана система оценки электронных курсов и присвоения им категорий, начат активный эта​п перевода учебных курсов в открытый формат, присоединение к открытым образовательным площадкам. 

В настоящее время в состав ИДДО входит дирекция и четыре отдела: отдел дополнительного профессионального образования (ОДПО), отдел ресурсного обеспечения (ОРОУП), отдел дистанционного обучения (ОДО), вновь созданный отдел развития (ОР) и «Специализированный центр –конкурсные торги (тендеры)» (СЦКТ).

 

 
20.07.2022 19:08