ИДДО изучает обратную связь от выпускников
и работодателей с целью совершенствования учебного процесса и актуализации
основных образовательных программ.
В 2022 году была проведена оценка
удовлетворенности выпускников Института дистанционного и дополнительно
образования Московского энергетического института.
Для оценки удовлетворенности выпускников была разработана анкета, состоящая из 23 вопросов. Вопросы были
структурированы на следующие блоки: информация о респондентах, оценка
удовлетворённости обучения с применением дистанционных технологий, его влияния
на уровень профессионального развития,
оценка удовлетворенности качеством образовательной программы, качеством
электронных курсов, оценка
удовлетворенности качеством взаимодействия
с преподавателем, деканатом,
руководителями выпускных квалификационных работ, а также желание продолжать взаимодействие с
университетом в рамках обучения по программам ДПО и проведения совместных
мероприятий.
Выпускники заполняли анкету в электронном виде https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeWgf3GR9iaTbGgPo_XVqDQUsR2osvgKMC0eQfdmTy37g4OAw/viewform.
Результаты оценки
удовлетворенности выпускников
В результате проведения опроса было получены ответы от 25 % выпускников-бакалавров и 26 % от
выпускников-магистров (рисунок 1), что в целом выше среднего уровня активности
студентов в опросах (например, в декабре
2021 года в опросе по оценке удовлетворенности студентов приняли участие 19 %
студентов).

Рисунок 1 – Активность выпускников в прохождении анкеты
Большая часть выпускников, заполнивших анкету, работают по
специальности, полученной в ИДДО (54 %) (рисунок 2).

Рисунок 2 – Профессиональный статус
выпускников ИДДО
В среднем, агрегируя все ответы, более половины – 57% выпускников
считают, что обучение в ИДДО оказало положительное влияние, 29 % считают,
что обучение не оказало никакого влияния. При этом обращает внимание, что
уровень удовлетворенности у магистров значительно выше, чем у выпускников бакалавриата.
Так, 88 % магистров считают, что обучение оказало положительное влияние,
для сравнения бакалавров – 48 % (рисунок 3).

Рисунок 3 – Оценка влияния обучения на профессиональное развитие
Общая оценка опыта получения образования с применением дистанционных технологий в ИДДО показала, что наиболее высоко студенты
оценивают свои цифровые компетенции – 92,3 %, уровнем организации обучения
удовлетворены 74,3 %, 66,6 % выпускников по итогам обучения в ИДДО
считают, что обучение с применением дистанционных технологий позволяет получить качественное
образование (рисунок 4).

Рисунок 4 – Оценка опыта получения образования с применением
дистанционных технологий
К наиболее явным плюсам обучения с применением дистанционных
технологий выпускники отнесли гибкость обучения (88 %), отсутствие
географической привязки к месту обучения (85 %), возможность совмещать работу с
учебой (85 %) (рисунок 5).

Рисунок 5 – Плюсы обучения с применением дистанционных технологий
К основным проблемам, возникающим в процессе дистанционного
обучения, выпускники отнесли отсутствие живого общения (62 %),
коммуникации с преподавателем (56 %) и другие (рисунок 6).

Рисунок 6 – Проблемы
обучения с променяем дистанционных образовательных технологий
Оценка содержания образовательных программ показала, что доминирующее число выпускников считают, что
учебная нагрузка оптимальная –
81,6 %, при этом у 71 % респондентов содержание соответствует
ожиданиям. Стоит обратить внимание, что около 35 % выпускников считают
желательным пересмотреть структуру образовательной программы в части
соотношения профильных и общеобразовательных дисциплин, а также около 40 % считают, что
содержание образовательной программы не в полной степени актуально (рисунок 7).

Рисунок 7 – Оценка содержания образовательной программы
Оценка качества электронных курсов
показала в целом высокий уровень удовлетворённости учебными курсами:
выпускники довольны интерфейсом LMS «Прометей» – 90,4 % выпускников,
82,9 % считают, что применяются современные образовательные технологии,
82,8 % – считают, что курсы
разрабатываются высококвалифицированными преподавателями, 75 %
выпускников подтверждают, что
курсы обеспечены всеми материалами для успешного изучения курса и сдачи
контрольных точек (рисунок 8).

Рисунок 8 – Оценка электронных
курсов
Доминирующая часть студентов довольна взаимодействием с
руководителем ВКР (рисунок 9). Более 85 % выпускников подтверждают высокий уровень обратной связи в части
оперативности ответов, профессионального консультирования и информирования по организационным моментам.

Рисунок 9 – Оценка качества взаимодействия с руководителями ВКР
Кроме того, традиционно на высоком уровне оценено взаимодействие с
методистами деканата: 97,1 % говорят, что методисты оперативно отвечают на
вопросы, 88,6 % – подтверждают, что
методисты отвечают по существу.

Рисунок 10 – Оценка качества взаимодействия с методистами деканата
Анализ в разрезе
сформированности отдельных навыков
(рисунок 11) показал, что обучение в ИДДО помогло выпускникам развить
ответственность за результаты работы – 88,6 %, способность легко
приспосабливаться к меняющимся условиям – 88,2 %, способность эффективно
организовывать свое рабочее время – 85,7
%, навыки ведения эффективных коммуникации – 82,5 %, профессиональные
навыки по своей специальности – 81,3 %, в меньшей степени – способность
продуктивной работы в команде и с партерами
(65,7 %), что обусловлено индивидуальным форматом обучения, который
реализуется при обучении с
использованием дистанционных технологий.

Рисунок 11 – Оценка
сформированности отдельных навыков
Анализ мнений студентов относительно направлений дальнейшего
взаимодействия показал, что 57 % хотели бы получать информацию о карьерных возможностях и
вакансиях, 39 % интересно
рассмотреть программы ДПО и др. (рисунок 12).

Рисунок 12 – Направления взаимодействия выпускников и ИДДО
Готовность вступить в клуб выпускников высказали 25,8 %, не готовы
– 48,4 %, хотели бы узнать о сообществе поподробнее – 29 %.
Таким образом, проведенное исследование удовлетворенности
выпускников позволило сделать следующие
выводы и рекомендации:
1)
Большая
часть выпускников работает по
специальности, полученной в ИДДО, в связи с чем на ряд вопросов, связанных с
обучением профессиональным навыкам имеют компетентное мнение.
2)
Магистры,
которые как правило работают по специальности, на более высоком уровне
оценивают вклад обучения в профессиональное развитие.
3)
Более 65 %
выпускников в целом удовлетворены
опытом, полученным в рамках обучения в ИДДО.
4)
С позиции
содержания образовательных программ наиболее проблемный вопрос касается
соотношения профессиональных и общеобразовательных дисциплин, а также
соответствия требованиям рынка.
5)
Качество
электронных курсов оценено на достаточно высоком уровне.
6)
Наибольшие
сложности вызывали у студентов коммуникации с преподавателями в процессе
обучения, вместе с тем коммуникации в руководителями ВКР оценены положительно.
7)
Взаимодействие
с методистами реализовано на высоком уровне.
8)
В
части перспектив развития взаимодействия выпускники положительно смотрят на
информирование и вакансиях и обучения по программам ДПО.
Таким образом, по результатам проведённого опроса приняты решения по активизации связей с выпускниками
в части информационного сопровождения для построения карьерного пути, а также
усилить направления коммуникации преподавателей и студентов в процессе
обучения.