Целью дисциплины является выработка системного подхода к анализу и оценке эффективности энерго-и ресурсопотребления и определению рациональных направлений развития энергохозяйства, административно-бытовых и иных объектов промышленных предприятий.

Задачами дисциплины являются

  • вооружить будущих специалистов знанием, умением и навыками разработки и реализации методов и способов создания энергоэффективных и экологичных энергетических и технологических процессов в промышленности, объектах ЖКХ.

  • дать информацию о состоянии современных энергетических и технологических систем, технологий и оборудования в мире и в России, основных видах применяемого энергетического и технологического оборудования в промышленности, запасах  эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в России и за Рубежом, причинах отставания России по энергоемкости внутреннего валового продукта (ВВП) от развитых промышленных стран и Советсткого Союза периода 80- х годов XX столетия, современных тенденциях в разработке и освоении энергоэффективного и экологичного оборудования, энергетических и технологических технологий и систем, концепции устойчивого развития.

  • дать основные понятия о видах, методах и способах составления энергобалансов объектов различного назначения;

  • дать понятие о средствах, научить методам и способам сбора, обработки и анализа информации о производстве, транспортировании и потреблении ТЭР на предприятиях и иных объектах на основе методов статистики и балансов (материальных, тепловых, энергетических и эксергетических) при проведении энргоаудита. дать основные понятия о видах, методах и способах составления энергобалансов объектов различного назначения;

  • научить принимать и обосновывать конкретные технические решения при разработке и реализации энерго- и ресурсосберегающих мероприятий, и технических решений на основе применения энергоэффективных и экологичных технологий, оборудования и материалов.

 1.

Введение. Классификация систем и оборудования при производстве, транспортировании и потреблении ТЭР

2.

Запасы, масштабы и эффективность производства и потребления ТЭР

3. 

Назначение, виды, методы и способы составления балансов

4. 

Материальные, тепловые, энергетические и эксергетические балансы, показатели эф​​фективности использования ТЭР энергетических объектов

5.

Тепловые, электрические и гидравлические потери, эффективность транспортирования энергии в тепловых и электрических сетях

 6.

Материальные, тепловые, энергетические и эксергетические балансы, показатели эффективности использования ТЭР технологических объектов

 7.

Материальные, тепловые, Энергетические балансы, показатели эффективности использования ТЭР на административно-бытовых объектах

 8.

Методы, способы и средства сбора, обработки и анализа информации о потреблении ТЭР при проведении энергоаудита

 9.

 

Проблемы и перспективы потребления ТЭР в энергетике, техноло- гии и административно-бытовых объектах


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

  • основные источники научно-технической информации по материалам в эерго-и ресурсосбережении (ОК-7, ПК-6); способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-1); готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7); владеть основными методами, и средствами получения, хранения, переработки и анализа информации, использовать компьютер как средство работы с информацией (ОК-11);

  • способностью и готовностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-4); нормативно-техническую документацию в области в области энергопотребления и энергосбережения (ПК-10);

  • материалы и оборудование, применяемые в энергохозяйствах, при реализации энергосберегающих мероприятий и технических решений на предприятиях (ПК-10);

  • источники научно-технической информации (журналы, сайты Интернет) по технологии изготовления основных элементов котлов и парогенераторов (ПК-17); источники научно-технической информации (журналы, сайты Интернет) по экозащитным мероприятиям, энерго- и ресурсосбережения (ПК-17).

Уметь:

  • самостоятельно разбираться в нормативных документах, методиках расчета и применять их для решения поставленной задачи (ОК-7);

  • использовать программы расчетов характеристик оборудования (ПК-1);

  • осуществлять поиск и анализировать научно-техническую информацию и выбирать необходимые материалы (ПК-6);

  • принимать участие в разработке проектной и конструкторской документации (ПК-10);

  • выбирать энерго- и ресурсосберегающее, экологичное оборудование (ПК-17);

  • анализировать информацию о новых энерго- и ресурсосберегающих, энергоэффективных и экологичных технологиях (ПК-17).

Владеть:

  • навыками дискуссии по профессиональной тематике (ОК-12);

  • терминологией в области энерго- и ресурсосбережения (ОК-2);

  • навыками поиска информации об энерго-и ресурсосбережении, защите окружающей среды от вредных выбросов, стоков и отходов (ПК-6);

  • информацией о технических параметрах энерго- и ресурсосберегающего, энергоэффективного оборудования и технологий (ПК-17 );

  • навыками применения полученной информации при разработке и реализации энерго- и ресурсосберегающего, энергоэффективного оборудования и технологий (ПК-6).

Литература:

основная литература:

1. Ефимов А.Л. Энергобалансы промышленных предприятий. Учебное пособие М.: Издательство МЭИ. 2002. – 84 с.

2. Показатели эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Учебное пособие / Ефимов А.Л., Хомченко Н.В., Юркина М.Ю. – М.: Издательство МЭИ, 2011. – 48 с.

3. Назмеев Ю.Г., Конахина И.А. Теплоэнергетические системы и энергобалансы про- мышленных предприятий. Учебное пособие. М.: Издательство МЭИ. 2002.– 407 с.

дополнительная литература:

4.Промышленная теплоэнергетика и теплотехника. Справочник / Под общ. ред. Чл.-корр. РАН А.В. Клименко и проф. В.М. Зорина. М.: Издательский дом МЭИ. 2004. – 632 с.

5. Теоретические основы теплотехники и теплотехнический экперимент. Справочник / Под общ. ред. Чл.-корр. РАН А.В. Клименко и проф. В.М. Зорина. М.: Издательство МЭИ. 2001. – 564 с.

6. Учет тепловой энергии и теплоносителя. – М.: ЗАО «Энергосервис», УМИТЦ Мос- горэнергонадзора, 2000. – 116 с.

7. Тепловые схемы и оборудование энергоэффктивных систем теплоснабжения. Лабо- раторный практикум: учебное пособие для вузов / под общ. ред. А.Я. Шелгинского и А.Л. Ефимова. М: Издательский дом МЭИ, 2008 – 232 с.

8. Системы отопления: уч. пособие / Н.Д. Малова, А.Л. Ефимов, Е.С. Ковальчук, В.И. Косенков. М.: МГУПБ. 2011. – 102 с.

9. Практическое пособие по выбору и разработке энергосберегающих проектов. / Справочно-методическое пособие в семи разделах. Под общ. Ред. О.Л. Данилова и П.А. Костюченко. М.: Технопромстрой. 2006. – 668 с.

10. Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях. Учебник для вузов / О.Л. Данилов, А.Б. Гаряев, И.В. Яковлев и др.; под ред. А.В. Клименко. – М.: Изда- тельский дом МЭИ, 2010. – 424 с.

11. Правила технической эсплуатации тепловых энергоустановок. – М.: Эксмо, 2007. – 224 с.

12. РД 34.09.255 – 97. Методические указания по определению тепловых потерь в водяных тепловых сетях. – М.: Рао «ЕЭС России». 1997. – 17 с.

13. Соколов Е.Я. Теплофикация и тепловые сети: Учебник для вузов. – М.: Издательство МЭИ. 2001. – 472 с.

14. Современные системы кондиционирования воздуха (сплит-системы): учебное пособие / Горячева Е.М., А.Л. Ефимов, В.В. Косенков, В.И. Косенков, Н.Д. Малова, Н.М. Савченкова, И.В. Сынков, И.В.Яковлев; под ред. А.Л. Ефимова – М.: Издательство МЭИ, 2011. – 86 с.


Контактная информация для записи на курс:

​Гужов Сергей Вадимович

+7 965 294-91-11

GuzhovSV@mpei.ru​

​ ​

05.07.2023 11:54